В последние годы все меньше характеризуются особенной ролью тренерского состава для подготовки игроков НБА, что еще сохраняется в ряде европейских стран.

Лига игроков, или НБА, до недавних пор идею успешного тренерства поддерживало всевозможными способами. Однако все чаще можно услышать о роли игроков в команде. Тренеру отводится роль менеджера, который бы подвигал команду и тем самым, заслуживал уважение игроков. НБА захватила идея создания сильнейшей команды, которая собрала бы всех перспективных игроков. Данная позиция противоречит многолетнему принципу – одной звезды в одной команде.

Эффектом Кидда называют доведение до абсурда созданный искусственный образ титулованного и культового тренера. Несомненно, занимающий должность тренера хороший командный игрок, даже звезда – один из стимулов для всей команды. Но при отсутствии понимания тренерства и наставничества, навыков руководящей работы фактическая роль тренера достается другому лицу, а иногда и нескольким.

Тренер команды – это, прежде всего организатор ее деятельности. При отсутствии организаторских способностей, как бы хорош человек ни был в свою игровую бытность, он не сможет быть хорошим тренером для своей команды. Кроме того, тренер должен хорошо разбираться в вопросах самой игры, спортивной деятельности, а также разбираться в психологии, поскольку методы работы с одним игроком не всегда могут быть эффективны с другим, методы работы одной команды всегда отличаются от методов работы с иной, быть натурой творческой.

Психологические факторы не менее важны

Эффективность работы тренера также зависит и от умения грамотно оценить психологические особенности каждого отдельного игрока, как в игре, так и вне ее, особенности восприятия противника как командой в целом, так и отдельно взятым ее игроком, оценить причины побед и поражений. На основании изученных особенностей игроков и команды, суметь организовать игру, таким образом, которая бы превосходила стратегию противника.

Оказывая решающее влияние на команды, образ тренера все больше наполняется харизматичностью, а его функции постепенно передаются другим лицам. В связи с этим количество тренеров «старого» образца, которые были бы универсальными во всех отношениях, постепенно уменьшается, на смену им приходит команда тренеров, отвечающих за один-единственный вид деятельности с командой. Это явление в спортивных кругах назвали «эффектом Кидда», с которого и начался своеобразный разлом в понимании тренерства.